ФБУ Мордовский ЦСМ
430027, г. Саранск, ул. А. Невского, д. 64 Пн-чт с 8:30 до 17:15, пт с 8:30 до 16:00. Перерыв на обед с 13:00 до 13:30.
Суббота, воскресенье - выходные дни
Приемная
+7(8342)35-72-06, csm@e-mordovia.ru
Прием заявок
+7(8342)35-72-88, +7(8342)35-72-19

Часто задаваемые вопросы

Главная / Для клиентов / Часто задаваемые вопросы 
 НАСКОЛЬКО ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ ИМПОРТОНЕЗАВИСИМА В ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕРВИЧНЫХ ЭТАЛОНОВ?
На сегодняшний день в Российской Федерации 160 Государственных первичных эталонов, каждый из которых российского производства. В этой сфере Российская Федерация является независимой от эталонов иностранных государств в части воспроизведения и хранения единиц величин, что позволяет самостоятельно обеспечивать единство и точность измерений по всем направлениям, а также обеспечивать прослеживаемость средств измерений к первичным эталонам.
 
НАСКОЛЬКО ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ ИМПОРТОНЕЗАВИСИМА В ЧАСТИ СТАНДАРТНЫХ ОБРАЗЦОВ?
На сегодняшний день 96% всех утверждённых типов стандартных образцов это российские разработки и российское производство. По данному направлению достигнут достаточно высокий уровень импортонезависимости. При этом в общем объеме применяемых стандартных образцов доля импортных составляет не более 20%, что открывает серьезные перспективы для развития российской промышленности в данном направлении.
 
 
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СУЩЕСТВЕННО ЗАВИСИТ ОТ ЗАРУБЕЖНОГО ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ? КАК ОРГАНИЗОВАНЫ РАБОТЫ ПО ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ?
На сегодняшний день в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (далее – Фонд) зарегистрировано 101 тысяча типов средств измерений. Почти 60% средств измерений, зарегистрированных в Фонде, российского производства. Это существенная доля, по сравнению с 30%, которые были несколько лет назад. Тем не менее, поскольку доля зарубежного измерительного оборудования всё еще сохраняется, Росстандартом с 2019 года проводятся работы по составлению перечня измерительного оборудования российского производства, являющегося аналогом зарубежного измерительного оборудования. Данные этого перечня могут быть представлены в свободном доступе по запросу предприятий.
 
СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ПЛАНЫ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ В ЧАСТИ УПРОЩЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ УТВЕРЖДЕНИЯ ТИПА?
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в 2022 году» Минпромторгом России совместно с Росстандартом оперативно разрабатываются приказы об особенностях применения в 2022 году приказов Минпромторга России от 28 августа 2020 г. № 2905 и Росстандарта от 12 ноября 2018 г. № 2346 в части упрощения процедур, связанных с утверждением типов стандартных образцов или типов средств измерений, а также с продлением срока действия утвержденного типа стандартных образцов или типа средств измерений. Упрощение упомянутых процедур распространяется только на стандартные образцы и средства измерений, произведенные резидентами Российской Федерации.
 
 
ПРОВОДЯТСЯ ИЛИ ЗАПЛАНИРОВАНЫ РАБОТЫ ПО УПРОЩЕНИЮ ПРОЦЕССА СЕРТИФИКАЦИИ СИ, КАК ЕДИНИЧНОГО ЭКЗЕМПЛЯРА? В ЧАСТНОСТИ, ЕСТЬ ПОТРЕБНОСТЬ УПРОЩЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ЗАМЕНЫ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ В РАМКАХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА СИКН, СИКГ ИЛИ ОФОРМЛЕНИЕ ВРЕМЕННОГО РЕГЛАМЕНТА ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ОПИСАНИЕ ТИПА СИСТЕМЫ.
В настоящий момент прорабатывается вопрос допуска к эксплуатации измерительных систем единичного производства, в состав которых входят серийно выпускаемые средства измерений утвержденного типа, в случае
их замены при выходе из строя на аналогичные СИ, соответствующее по метрологических характеристикам, с последующей организацией работ по внесению изменений в сведения об утвержденном типе в части замены СИ
по процедуре, предусмотренной приказом Минпромторга России от 28 августа 2020 г. № 2905, в срок до очередной поверки измерительной системы.
 
КАКИМ ОБРАЗОМ БУДУТ ПРОИЗВОДИТЬСЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ РОССТАНДАРТА В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ?
Плановых контрольных (надзорных) мероприятий по тем видам продукции, контроль (надзор) за которыми остался за Росстандартом, а также в рамках федерального государственного метрологического контроля (надзора), в настоящее время проводиться не будет. Контрольные (надзорные) мероприятия будут только внеплановые, там, где это связано с исполнением поручений Правительства Российской Федерации, требований органов прокуратуры, вызванных возникновением угрозы безопасности.
 
КАК МОЖНО ОПЕРАТИВНО РАЗРАБОТАТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ С ТЕМ, ЧТОБЫ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ В МАКСИМАЛЬНО СЖАТЫЕ СРОКИ ОСВОИТЬ ПРОИЗВОДСТВО И ВЫВЕСТИ НА РЫНОК НОВУЮ ПРОДУКЦИЮ?
По итогам 2021 г. средний срок разработки стандарта в нашей стране составляет 8,8 месяца. Однако при оперативном прохождении всех установленных процедур, весь процесс разработки стандарта может занять всего 3,5-4 месяца, то есть за это время по тем областям и темам, которые связаны с необходимостью развития в Российской Федерации новых производств, реально принять соответствующие ГОСТы. Помимо этого, существует возможность регистрации в федеральном информационном фонде стандартов организаций (СТО) и технических условий (ТУ), что позволяет использовать эти документы для целей закупок и постановки продукции на производство, не принимая соответствующих национальных стандартов.
 
  
КАКИМИ НАЦИОНАЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ НА ДАННЫЙ МОМЕНТ МОГУТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ?
Российской системой стандартизации предусмотрена возможность регистрации в федеральном информационном фонде стандартов и прямого применения зарубежных и международных стандартов. Российские предприятия имеют возможность пользоваться национальными стандартами тех зарубежных государств, с которыми подписаны соответствующие соглашения. Например, с Китаем заключено официальное соглашение, позволяющее регистрировать государственные стандарты КНР(GB) в федеральном информационном фонде, в том числе в целях прямого применения на территории Российской Федерации. Существует и практика применения стандартов ГОСТ на территории КНР. В то же время, несмотря на наличие соглашений с европейскими государствами (Германия, Франция, Великобритания), их действие в одностороннем порядке было приостановлено со стороны зарубежных партнёров.